Дмитрий Солнцев

Тайна Слова

Мне доводилось читать как интерпретаторов строя русского алфавита, так и жесткую критику в адрес первых, с которой было трудно не согласиться. Поэтому, вынужден начать с вопроса как бы самому себе. Стоит ли искать и в алфавите, и в отдельных словах смысл, который никто из людей туда сознательно (скорее всего) не вкладывал?

Думаю, да, и вот почему. Если в человеческую жизнь вложен смысл, а для меня это аксиома, о которой не стану ни с кем спорить, то смысл этот будет проецироваться на все, чего бы он ни касался. Будь то предметы обихода, социальные отношения, язык и, собственно, человеческое имя, как часть этого языка и самого человека. Эволюция, наблюдаемая во всем живом, проецируется на то, что в науке принято называть неживой материей. Изменяются ландшафты и окружающая среда. Ярким тому примером является почва - исключительно эволюционное наслоение в окружающей среде, смысл которого в поддержании биологических организмов вполне прозрачен. Но то же неоспоримо и для языка, эволюция которого прослеживается ясно и очевидно. От простых, но многозначных символов-иероглифов до составного слогового письма с более конкретным, прикладным значением. Немного абстрагировавшись, мы можем представить язык как специфический тип материи (энергии), которой, как и всей прочей материи, не чужды самоорганизация и самоусложнение, приводящие ее к сознанию. Действительно, язык - фактически основная этнообразующая сила, наряду с пассионарностью. Следовательно, помимо того смысла, который вкладывает в слово человек, у него должны быть и более тонкие, абстрактные, многогранные значения. Какие?...

Похоже, в древности люди знали тайну Слова и умели её скрывать. Правда, тогда, на то, чтобы научиться читать священные тексты уходили десятилетия. И еще десятилетия уходили на то, чтобы научиться записывать их. Такова специфика древних языков. Например, в семитских языках гласные образующие слово не писались. Слово состояло из согласных, и подстановка в него различных гласных приводила к тому, что перед нами было уже не одно слово, а целый список, и значение всей фразы сильно менялось в зависимости от того, какое слово из этого списка мы выбираем. Как вы понимаете, тот, кто читал этот текст, уже должен был знать, о чем он написан, и знать довольно точно. Этому то и учили столь долго. В противном случае, человек не знающий о чем идет речь действует наугад, получая то значение, которое ему кажется логичным. Но логика читающего может оказаться очень далекой, от логики того, кто писал.

То же самое касается иероглифов. Один и тот же значок может иметь с десяток, а то и больше, порою не связанных между собою по логике смыслов. Итог сходен - читающий должен знать, о чем идет речь. Но даже древнее слоговое письмо, каковым является санскрит, как будто берет пример с иероглифов. Каждое его слово может быть столь многозначно, что специалисты в этой области порою спорят годами, как понимать те или иные абзацы и даже целые темы, смысл которых меняется в зависимости от, уже упомянутой, логики читающего. Древний финикийский язык имел похожее свойство, а его алфавит послужил прообразом большинства, современных азбук.

Почему древние семитские языки скрывали гласные? Это довольно просто, гласный звук ассоциировался с Духом исходящим из груди человека, от его сердца, в то время как согласный - лишь придает гласному форму, исключительно в ротовой полости. Древний язык показывает только форму, предполагая, что обладающий Духом сможет ее правильно оживить с помощью подстановки нужных гласных.

Из этой особенности родилось четыре специфических способа прочтения одного и того же слова.

1) Составление анаграммы - это новое слово(а) составленные из тех же букв, как из набора кубиков.

2) Получались все слова составленные подстановкой гласных к данному набору согласных (не меняя порядок следования согласных), и рассматривался их символизм.

3) Каждая буква слова рассматривалась как буква начинающая новое слово, и тогда первое читалось как фраза.

4) Находили числа соответствующие каждой из букв. Сумму чисел рассматривали как математический принцип заложенный в слове. Затем полученное число приводили, путем сложения входящих в него чисел (например, 365 = 3+6+5 = 14 = 1+4 = 5), к элементарному виду. Последнее число было математическим корнем или первичным принципом природы, который проявлялся в слове через посредство большего числа и букв алфавита (1).

Все четыре способа как раз и позволяют выявить те "более тонкие, абстрактные, многогранные значения", о которых шла речь выше (2). Эти же три способа использовались и используются каббалистами, суфиями, алхимиками, теософами, как для сокрытия определенных тайных знаний, так и для их выявления, осмысления.

Встает следующий вопрос, а насколько правомочно пользоваться этими методами в современном русском языке, где гласные не скрываются (как это частично было в древнерусском), и смысл слов более или менее конкретен?

Первым доводом в сторону утвердительного ответа: "Вполне правомочно", является то, что качества присущие языку на ранних стадиях в последствии не могли исчезнуть бесследно. Тем более, если они есть его сакральная часть - то есть суть (ведь язык - средство передачи символов-образов, в этом его суть, смысл). Наоборот, способность языка к более точному и гибкому вмещению символической информации должна была только развиться и усовершенствоваться, даже без сознательного вмешательства в то человека!

Кирилл (3), будучи одним из ученейших людей своего времени, безусловно, знал и владел системой такой тайнописи. Предусмотрел ли он использование тех же техник в языке славян? Он не мог хотя бы не попытаться! Его жизнь была подчинена общему и естественному для философа и богослова влечению - поиску единственного в общем. Весьма вероятно, что известная многим фраза русской азбуки: "Аз буки веди, глагол добро еси…", легко осмысляемая: "Я книги знаю, говорящие добро есть…", не просто компиляция созданная для лучшего запоминания последовательности букв, как это видят современные ученые, но остатки системы тайнописи, о которой упоминалось в пункте 3.

Весь мир пронизан смыслом, тем более ему быть в строе азбуки. Предлагая на каждую букву свое слово и составляя фразу - философ проделал очень глубокую и неординарную работу по выявлению этого смысла и дальнейшему его использованию для познания мира через язык. А почему бы и нет? Философия именно этим и занимается. Конечно, она говорит, что познает мир посредством разума, но сам этот разум не свободен, мысль почти все время облачена в форму слов или образов построенных из их значения, как из атомов обладающих вполне конкретным, законченным содержанием. И только те редкие моменты, когда нашему мышлению удается освободиться от форм языка и его логики - зовутся озарением.

Если познание идет, пусть и частично, через язык, значит, совершенствование в познании выражается в совершенствовании языка и наоборот (это признанный в науке факт). А раз так, ассоциации, возникающие между словами при применении описанных выше способов расшифровки, могут выражать неожиданные, давно забытые или возникшие в ходе самоусложнения, самоусовершенствования языка связи. Пусть для людей, которые в общем ищут еще более общее, а не единственное, это всего лишь случайные функции, дающие случайный результат, но для людей знающих о единственном случайности нет, как нет и фатализма логически вытекающего из стечения обстоятельств. Там, где нет случайности - там есть осознанный выбор и ответственность за него. Наоборот, если представлять жизнь, как череду спорадически выпавших кадров, то о каком выборе здесь может идти речь? О выборе между двумя или более неизвестными? Если в нашей жизни царит случай, то о какой ответственности может идти речь, что можно спросить с человека, который был задавлен обстоятельствами превысившими его силы? Но если эти, обрушившиеся на голову "невинного" силы, сотканы им самим, то тогда это значит "нести ответ", не так ли? Природа, наделившая нас разумностью, не может сама быть противной разуму, а потому мир должен быть устроен справедливо и разумно, иначе бы он не возник как космос, но остался хаосом. С другой стороны, силы хаоса не исчезли с появлением космоса, они продолжают проявляться. Где? В нашем выборе, когда он продиктован невежеством.

В древности символические расшифровки имен применялись для составления очень общего суждения о судьбе и склонностях родившегося (4). Исключая случайность человеку предоставляли выбрать и определиться. Или точнее, хотя бы помыслить об этом. Здесь нет фатализма. Потому, что предсказания такого рода всегда указывали направление движения, но не могли сказать, как далеко пойдет по этому пути человек. Достигая же сознательного возраста, он должен был символически родиться второй раз и взять себе новое имя, в котором либо подтверждал верность своему пути (интуитивно угаданному или понятому родителями, чьим приемником на Земле ему быть), либо выбирал новый, корректируя старый. И такой человек, давая себе имя, вполне понимал силу этого символа, тайну Слова и ответственность за свою жизнь (5). Впоследствии какое-то знание еще оставалось у жрецов, которые на основе своих изысканий предлагали человеку имя. А сейчас все выродилось в традицию давать новое имя при крещении. Однако, именем этим редко пользуются и еще реже понимают его смысл.

М. Гоклен, рассуждая о влиянии планет на темперамент человека (6), выразился весьма образно, но точно. Дословно он сказал следующее. В поле нет ни одной одинаковой травинки, а в лесу нет ни одного одинакового животного, но это не мешает биологам и зоологам выделять у них общие черты, объединять в классы, подклассы, группы, семейства и т.д. Точно так же нет ни одного одинакового человека, но это не мешает нам выделять у разных людей общие черты и проводить схожую классификацию. От себя я добавлю, что одной из таких схожих черт может быть имя. Да, разным людям с одинаковым именем могут быть присущи определенные черты с большей вероятностью чем другим, и этот вывод основывается на свойстве слов (информационных и информативных символов) и стремлении к порядку (космосу) от случайности (хаоса), о чем шла речь выше.

Но вернемся к строю алфавита. Изучив его, как он был в древности и каким стал сейчас, легко заметить, что Кириллом были подобраны слова вовсе не для всех букв. Почему так произошло, можно легко понять, когда мы обнаружим следующую закономерность.

а => йа = я = Аз;

о => йо = ё = Он, О; (если быть точным, буквы "ё" не было в кириллице, она введена позже, как и буква "й")

у => йу = ю = Ук, Оукъ (Указывать, приказывать);

и => йи = ы = И, Иже ("Вместе с", объединение, союз, единство);

э => йэ = е = Еси (Есть, существовать, быть).

Таким образом, в современном русском языке 5 основных гласных и 5 второстепенных - "йотированных", если можно так выразиться. Здесь наглядно видно, как "Аз" превратился в "Я" и первый стал последним… Обратите также внимание, на то, что 5 основных гласных составляют пятеричную гамму и могут быть пропеты. В этом таится глубокий смысл, заслуживающий отдельного места. Эта гамма имеет прямое отношение к частям (принципам) того Духа, который суть Слова.

Кирилл подобрал ключ только к одной букве из пары. Естественно, составляя азбуку, он не мог не понимать взаимозаменяемости некоторых букв, как гласных, так и согласных.

Что касается букв Ц и Ш, то они упоминаются И. М. Дьяконовым как заимствованные из еврейского квадратного письма (7) (Распространение основных современных систем письма). В виде : Ци (Цы) и Ша, они могут восприниматься и как слова и как буквы. В первом случае Цы (см. словарь В. Даля) - это тоже что "цыц" или "цыкать", а Ша - "тихо", что несколько выбивается из общего ряда слов и не дополняет логически общей фразы. Кроме того, "цы" или "цыц" и "ша" совпадают по смыслу. Возможно, понимание этих букв нужно искать в самом еврейском квадратном письме, которое Кириллу наверняка было хорошо известно.

Похоже, что буква Щ - родственна Ш и потому они взаимозаменимы. Щ = шя = шйа = ша. Действительно, в старину иногда заменяли Щ на двойное Ш - ШШ (8).

Все остальные, дошедшие до нас буквы, имеют в соответствии вполне конкретное слово. Сложности возникают лишь с Ф - "Ферт", смысл которого остается предметом спора лингвистов по сей день. В словаре В. Даля "прифертиться" или "встать фертом" - значит приосаниться, подбочениться (руки в боки, поза по виду самой буквы Ф) Скорее всего, "приосаниться" - это позднейшее осмысление слова "ферт". Интуитивно и символически "ферт" может быть осмыслен как "основа", "исток", "ось вокруг которой все вращается" - "ось мира", и приведение чего-либо в соответствие с этими понятиями, но интуиция может и подвести…

Теперь рассмотрим всю современную азбуку вместе с ключевыми словами и пояснениями, где они будут необходимы. (Обратите внимание на сноски, в них часто очень важная информация.)

А Аз (Я, Мне, Себе, Себя)

Б Буки

В Веди

Г Глагол (Говорить)

Д Добро

Е Еси (Есть, Быть, Существовать)

Ё (ЙО = О) Он (О, Об)

Ж Живите

З Земля

И И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с" - см. словарь В. Даля)

Й Иже (Ежели, Если, а также значение i (9) - Единство, Едино, Воедино, Соединять, Совершенство, Союз, Объединение)

К Како

Л Люди

М Мыслите

Н Наш (Наше и обратное - Ваше)

О Он (О, Об)

П Покой (10)

Р Рцы (Реки, Говори)

С Слово

Т Твердо

У Ук (Оук, Указ, Указывать, Приказывать)

Ф Ферт (Смысл слова сочетает понятия: Вертел, Ось Мира, Основа, Исток)

Х Херъ (Крест, Перекрестить, Зачеркивать крестом, Вымарать, Вычеркнуть - из словаря В. Даля (11))

Ц Ци (Из евр. квадратного письма; Цади - праведность и справедливость)

Ч Червь (Похоже, надо учитывать близость этого слова к следующим: червонный, червовый, чрево. Эти ассоциации приводят нас к идее о том, что "червь" здесь символ плотской жизни и смерти.)

Ш Ша (Из евр. квадратного письма; Шин - изначальный огонь)

Щ Шта (Что)

Ъ Ер (Гнутый, Ломаный, Упрямый - такой вывод я сделал на основе статьи из словаря В. Даля (12))

Ы Еры (ЙИ = И) И ("Вместе С", Объединение, Союз, Единство)

Ь Ерь (Стелящийся, Низкий, Мягкий, Мягко - такой вывод я сделал на основе статьи из словаря В. Даля)

Э (ЙЕ = Е) Еси

Ю (ЙУ = У) Ук (Оук, Указ, Указывать, Приказывать)

Я (ЙА = А) Аз

Попробуем прочесть получившуюся в современном алфавите фразу. Итак: "Я книги знаю, говорящие добро есть, жива Земля, и если как люди мыслите, наш он покой; изреченное Слово твердо указывает ось Мира, перечеркивая червя".

Не были прочтены только вторые парные буквы, и заимствованные - Ц и Ш, производная от последней Щ. Знаки Ъ и Ь - можно было бы прочесть, добавив к слову "Червь" пару не лестных эпитетов: "ерыга" и "ёрник", т. е. упрямый и мелкий.

Нет нужды говорить, что приведенный здесь вариант - наверняка не единственный, что фраза очень абстрактна, и может быть прочитана с другими словами (13) и дополнительными буквами древнего алфавита, но нет сомнения в том, что это осмысленная фраза.

Ниже будут приведены некоторые имена в качестве примера их прочтения в виде фразы. Интересно отметить, что смысл общей алфавитной фразы как бы разбит на маленькие фрагменты и отражается в каждом читаемом так слове. Отметим попутно, что в данном методе прочтения нет ничего нового. До революции 1917 г. каждый школьник, прежде чем складывать буквы в слог, прочитывал их как слово. Т. е. сознательно или интуитивно он сначала читал и осмыслял фразу, а затем только мог перейти к слову.

Наш разум выхватывает из хаоса случайно сочетающихся символов некоторые осмысленные образы. Что это, галлюцинации? Нет, это общее и неотъемлемое для природы и космоса стремление к самоорганизации, самоусложнению, самосовершенствованию. То работа, которая будет продолжаться и развиваться вне зависимости от человеческой логики, а тем более от ее малой материалистической части переплетенной диалектическими потугами примирить сей специфический культ материи с Жизнью.

АЛЕКСАНДР

Аз Люди Еси Како Слово Аз Наш Добро Рцы

Я люди, сущие как Слово (Логос), Я наше (ваше) добро изрекаю.

АЛЕКСЕЙ

Аз Люди Еси Како Слово Еси Й(i)

Я люди, которые как Слово сущее едино.

ВЕРА = рева (после символа "=" приводятся анаграммы)

Веди Еси Рцы Аз

Знай, есть изречение я.

Знай, я есть изречение (излияние).

ДАНИЛ = длина, Линда

Добро Аз Наш И Люди

Добро я наше и люди (неотрывное от людей).

ДМИТРИЙ

Добро Мыслите И Твердо Рцы (ИЙ)

Добро мыслите и твердо реките объединяясь воедино.

ЕВДОКИМ = медовик

Еси Веди Добро Он Како И Мыслите

Сущий, знающий добро, он как Единый мыслит.

ЕГОР = горе

Еси Говорит Он Рцы

Вот говорит он изречения.

ИВАН = нива

И Веди Аз Наш

Объединяю знание я наше.

И знаю Я Себя.

ИГОРЬ = гори.

И Глагол Он Рцы Ерь

И говорил он речения мягко.

КАРЛ = крал

Како Аз Рцы Люди

Как Я нарекаю людей.

Как Я изрек людей.

КАРП = парк

Како Аз Рцы Покой

Как Я изрек(аю) покой.

КИРА = икра, Ирак, Каир

Како И Рцы Аз

Как едино изрек Я.

Как и изрек Я.

КОСТЯ = стояк

Како Он Слово Твердо Я

Каково Оно Слово - [таков] твердо Я.

МАКАР = марка, карма, рамка

Мыслите Аз Како Аз Рцы

Мыслите Я [таков] как Я наречен (изречен).

Мыслите Меня как Я наречен (изречен).

МАКС = смак

Мыслите Аз Како Слово

Мыслите, Я как Слово.

Мыслю себя как Слово.

МАРИЯ = армия

Мыслите Аз Рцы И Я

Мысли Меня, наречен Единым Я.

МАЯ = яма

Мыслите Аз Я

Мысли Меня [таким, каков] Я [есть] (реальным)

Пусть низшее Я мыслит высший Аз.

ОКСАНА = осанка

Он Како Слово Аз Наш Аз

Она как Слово, Я наше (ваше) Я.

ПЕТР = треп

Покой Еси Твердо Рцы

Покой (порядок?) сущий твердо изрек.

ПОЛИНА = напоил

Покой Он Люди И Наш Аз

Покой она людям и наш (ваш) Я.

РОМАН = норма

Рцы Он Мыслите Аз Наш

Изрек он мысль, Я наш (ваш).

СВЕТА = Веста.

Слово Веди Еси Твердо Аз

Слово понимай (знай), это (есть, быть) точно (твердо) Я.

Знай твердо, Я есть Слово.

Слово знающий есть твердо Я.

ТИХОН = хитон

Твердо И Хер Он Наш

Тверд и перекрещен (зачеркнут), он наш.

ЮРА = ЮАР.

Ук Рцы Аз

Приказ (указ) изрекаю (реку) Я.

ЯКОВ = вояк, явок

Я (Аз) Како Он Веди

Я как он знаю.

 

Примечания

 

(1) Здесь самое место привести очень интересные размышления д. ф. н. Чудинова В. А., из "Сакральный смысл реформ русской орфографии".

"Кстати, о подсчетах. Сам корень слова "ЧИТать" весьма родственен таким словам как "сЧИТать", "сЧЕТ", "ЧЁТ", "неЧЕТ", "ЧЁТки". Действительно, если "чётки" являются предметом для счета, то слово "ЧИТать", вероятно, первоначально как раз и обозначало "сЧИТать", "вести подсчеты". По словам черноризца Храбра, прежде славяне не имели книг, но чертами и резами "чьтеху и гатааху", будучи язычниками [Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963, с. 144] . Это означает, что они чертами и резами "вели счет и гадали". Тем самым, исконным смыслом письменности был как раз сакральный смысл, смысл нумерологический, тогда как наш сегодняшний смысл, т.е. смысл фиксации звуков был тогда вспомогательным. Так что цифровое значение букв доносит до наших дней дыхание седой старины." (Назад)

 

(2) Перечисленные алгоритмы я реализовал в программе "Имена и их значения V 2.1", она расположена здесь: http://solncev.narod.ru (Назад)

 

(3) Сейчас много спорят о том, была ли своя азбука у славян до Кирилла и Мефодия. Одни видят такую азбуку в глаголице, другие считают, что глаголица - бета версия (пробная версия) кириллицы, третьи находят, что глаголица является нарочитым усложнением символов кириллицы и потому появилась позже нее для нужд тайнописи… Для нашего исследования это не очень важно. В любом случае, кто бы ни был тот мудрец (или мудрецы), что предложил азбуку и названия букв в виде слова, мы пользуемся его трудом и восхищаемся им. (Назад)

 

(4) По этому поводу можно указать на следующие сведения из "Пять сил времени. Начала тибетской астрологии" Кругликов В. М.

"В белой астрологии есть особый раздел, связанный с тантрическими практиками. Его название - янчар (dbyang char) - "проявление через гласные звуки", а буквально - "дождь звуков". У янчар два источника - Шива-свародая-тантра и Калачакра-тантра. Янчар на санскрите и есть "свародая". Санскритское слово образовано их двух корней: свара - "ток жизненной энергии, дыхание" и удая - "подъем, переключение, управление". Отсюда свародая - работа со сварой, наука о дыхании. Тибетцы понимают энергию в первую очередь через звук. Отсюда и их понимание науки о дыхании, явленное в слове янчар."

И немного ниже:

"Янчар в современном виде используется в основном для индивидуальных прогнозов через сопоставление звуков личного имени с астрономическими объектами. Это напоминает нумерологию но здесь учитываются не числа, связанные со временем рождения, а звуки имени.

Янчар находит применение в хорарной астрологии (дрэци, 'bras rtsis), то есть при ответе на те или иные вопросы - политические, медицинские, выяснение погоды и просто "как пойдет дело?" Предсказание делается через связь звуков имени того, кто спрашивает, с наблюдаемыми в тот момент (или день, или месяц) астрономическими объектами. Основные объекты - девять планет индийской астрологии (Солнце, Луна, планеты Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, а также Раху и Кету - восходящий и нисходящий лунные узлы) плюс 28 созвездий. Наборы "звук-планета" называются "колеса янчар". Их рассчитано сотни, но базовых - только четыре колеса." (Назад)

 

(5) Вот интересные сведения на эту тему из статьи "Японские имена" (автор в статье не указан, поэтому привожу сайт: http://www.imena.org/):

"По вступлении самурая в период юности он выбирал себе другое имя, нежели то, что ему дали при рождении. Иногда самураи меняли свои имена и на протяжении взрослой жизни, например, чтобы подчеркнуть наступление ее нового периода (повышение в должности или переезд на другое место службы). Господин обладал правом переименования своего вассала. В случае серьезного заболевания имя иногда меняли на имя будды Амиды, чтобы воззвать к его милости."

Там же, ниже:

"После смерти японец получает новое, посмертное имя (каймё), которое пишется на особой деревянной табличке (ихай). Эта табличка считается воплощением духа усопшего и используется в поминальных обрядах."

Похожие сведения можно почерпнуть в статье "Я Иван, ты - Абрам" И. Мостицкого:

"Интересный обряд совершали евреи, жившие на Украине. Там в случае тяжелой болезни кого-либо из них, человека вели в синагогу, где происходила торжественная смена старого имени больного на новое - Хаим (что означает 'жизнь') для мужчин или Хая для женщин. Надо полагать, это здорово помогало в лечении." (Назад)

 

(6) Гоклен М. Досье космических влияний. Пер. с фр. Н. Васильковой. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. (Назад)

 

(7) Очевидно, имеются ввиду буквы Цади (символизирует праведность и справедливость, правда в Сефер Ецира эта буква связывается с чревоугодием, но там явно предлагается негативный ряд, противоположностью будет сдержанность или праведность, умеренность, справедливость) и Шин (символ первоначального огня), написание и произношение которых точно соответствуют нашим Ц и Ш. Еще одна параллель: нумерологическое значение Цади - 90, а Ци в кириллице - 900. Правда, для Шин - 300, в кириллице не нашлось числа, но этот факт может иметь другое глубокое объяснение. (Назад)

 

(8) Вот статья из словаря В. Даля: "Щ, ща, буква двугласная, в русской азбуке 26-я, в церк. 29-я; заменяет сч и зч но не всегда: скепа, щепа; образчик, обращик, счет, счастье; возчик и вощик. Местами произнос. шш: шшока (перм.), шшака (вор.) и пр." (Назад)

 

(9) В ходе реформы письма буква "i" была заменена на "и". "Й" - есть согласный образованный от "i", поэтому на него переносим смысл букв "i" (Бог) и "и" (Единство). До появления "й", буква "i" могла читаться и как "и" и как "й". Учитывая эти особенности часто встречаемое в конце русских слов сочетание "ий" можно читать как "объединять воедино" или "соединять воедино".

Подробнее см. статью д. ф. н. Чудинова В. А. "Сакральный смысл реформ русской орфографии". В ней очень ярко показано, как наша, порою безбожная (после 1917 г.), история отразилась в языке, и какие последствия это имело и имеет для нашей культуры (например, окончательное разделение языков: русского украинского и белорусского может быть одной из причин к разделению восточнославянских этносов, по крайней мере, это следует из теории Л. Н. Гумилева). (Назад)

 

(10) В статье "Образ Вселенной в семиотической системе глаголического алфавита" Карпенко Л. Б. приводятся размышления по символизму глаголических букв и связанных с ними слов. Если иметь в виду родство двух алфавитов, то это может послужить углублению нашего понимания слов-символов кириллицы. Вот в качестве примера одна цитата:

"ЕСТЬ ( ) символизирует зенит Солнца, полдень, точку эклиптики , где "всадник на рыжем коне стоит между миртами в углублении" (Зах 1, 8), летнее солнцестояние, которое древние называли "серединой Солнца". Форма буквы может интерпретироваться и как символ созвездия Рака. ЕСТЬ символизирует середину небесного полукруга, географический юг - сторону Сиона. Зенит есть место покоя Бога, и именно с этим значением в этой точке оказывается срединная буква алфавита ПОКОИ . Ср.: Iaко избра гъ сiонь. изволи и вь жилище себh. си покои мои въ вhкъ вhкоу (Пс 131, 13-14). Буквой ПОКОИ, как известно, обрывается преславский глаголический ряд в Круглой церкви. В соответствии с символикой глаголического круга этот факт получает объяснение, не найденное до сих пор: преславский глаголический абецедарий указывает на роль крестильни, на стене которой он нанесен, как места покоя Бога. Крестильня находится на южной стороне храма. Юг - сторона Бога, крестильня - место его покоя. Изображенный в Преславской церкви возле глаголического ряда большой крест в круге, в нашем понимании, есть тоже символ вселенского круга, подобно, впрочем, и самой Круглой церкви." (Назад)

 

(11) Приведу эту статью целиком: "ХЕР, буква, см. х в начале. Игра в херики, в крестики, в оники. Херить письмо, похерить, (выхерить), перекрестить либо вымарать, зачеркнуть вкрест. -ся, страдат. У него ноги хером, противопол. колесом." (Назад)

 

(12) Приведу эту статью целиком: "ЕР м. (ъ), тридцатая буква в церковной азбуке, двадцать седьмая в русской; некогда полугласная, ныне твердый знак, тупая или безгласная буква. Еры мн. (ы), в церковной азбуке тридцать первая, в русской двадцать осьмая; дебелое и. Ер да еры упали с горы, ерь да ять некому поднять. Ер Егорко, упал в озерко: сам не потонул и воды не всколебал? лист. Ерь м. (ь), в церковной азбуке тридцать вторая, в русской двадцать девятая; некогда полугласная, а ныне безгласная буква, мягкий знак. Ерик, знак церковной грамоты ( ), заменяющий букву ь; зовут так и самую букву эту.ЁРА, ерник м. беспутный, тунеядный человек, плут и мошенник, развратный шатун. | Ерник или ёрка ж. собират. мелкий, малорослый, уродливый лес, особ. по тундрам и по безлесыо; замореный, кустовой лес; есть и особые виды ёрника, нерастущего в пень, напр. березовый, ветляный ёрник, Betula nana; | еще мельче и низменнее ерника сланец или сланка, которая стелется по моховине. | Растен. Empetrum также назыв. ерником. Тор, да ёр (вм. ёра), да третий вор, о селе на большой дороге, на тору. От ёрника балда, от балды шишка, от шишки ком - а черт ли в нем? говор. о кривом, негодном лесе. Ерничать, быть ёрой. Ёрничанье или ёрничество ср. занятие ерника, Еромыжник, ера, распутный шатун. Еромыжничать, шаромыжничать, ерничать. Ерить вят. хлопотать, суетиться. Ериться сиб. ереститься, упрямиться." (Назад)

 

(13) Вот пример прочтения этой фразы, исключая только Ц и Ш. "Я книги знаю, говорящие добро есть, она жива - Земля, и если как (так) люди мыслите, наш он покой; изреченное Слово твердо указывает ось Мира, перечеркивая червя что упрям и мелок, [это] есть указ Мой." (Назад)


Дмитрий Солнцев www.solncev.ru